Творческие индустрии Псковской области

    Псковские творческие индустрии сегодня – это мир творчества во всём его многообразии. Среди тех, кто населяет этот мир, художники-самоучки и дипломированные мастера, способные создавать рукотворные чудеса из цветных лоскутков и глины, из болотных трав и шерстяных нитей, из папье-маше и бересты, из полудрагоценных камней и расписанных диковинными узорами шёлковых тканей, из стекла и дерева. Они придумывают интерьеры и символы, они проектируют и совершенствуют, они изготавливают и производят, а также лепят, творят и малюют. И это благодаря им быт не заедает, а красота спасает.
     У них за плечами – многовековой опыт предков и немеркнущая слава легендарных псковских умельцев. Тех самых, которые строили и расписывали русским царям домовые церкви, а однажды так восхитили Петра Первого своим умением ковать самые крепкие на свете скобы, что с тех пор их так и называют – "скобари".
    Уже в X-XII веках Псков стал одним из крупнейших в Европе центров торговли а вместе с тем и крупнейшим ремесленным центром – городом мастеров. Иностранные купцы приобретали у псковичей пушнину, лён и воск, поэтому на псковской земле издревле процветали такие промыслы, как охота, льноводство, ткачество и бортничество. А столетием позже псковичи становятся искусными кузнецами, овладевают кожевенным и гончарным ремеслами, в это же время формируется псковская школа иконописи и неповторимая псковская архитектура.
   Укрепление самостоятельности Пскова и окружающих его земель привело к бурному расцвету ремёсел. В XV - XVII веках совершенствуется мастерство псковских каменщиков и кузнецов. В летописи сказано, что в Пскове того времени торговали не только гончарными и железными изделиями собственного производства, но и серебряными украшениями, а среди ремесленников появились представители таких редких специальностей, как, например, замочники, а также шляпники, сапожники, рукавичники и рыбники. В 1666 году в Пскове насчитывалось уже более 40 видов ремесел, в том числе серебряное мастерство, сафьянное дело и медное. В средневековом Пскове жили известные далеко за его пределами колокольные мастера и выдающиеся литейщики. Псковская земля также издревле славилась своей изумительной по красоте керамикой. Почти в каждой псковской деревне работал хотя бы один мастер этого дела. Старинные глиняные горшки и кубышки часто расписывались ангобом (жидкоразведённой глиной), белой, либо цветной глазурью. Повсеместно встречается чернолощёная керамическая посуда, глиняные игрушки и затейливые печные изразцы. Псковичи нередко оплетали глиняную посуду берестой.
    "Творческие индустрии", если так можно выразиться, древнего Пскова были очень востребованными. Не зря же именно псковских мастеров Барму и Постника пригласили ко двору Ивана Грозного – выполнять очень ответственный "госзаказ" - строить храм Василия Блаженного.
     Некоторые исследователи всерьёз уверяют, что Христофор Колумб открывал Америку под парусами из псковского льна. Потому что к XVIII веку 4/5 всех посевных площадей Псковской губернии засевали льном, и псковичи традиционно обеспечивали больше трети всего российского льняного экспорта. Персидский писатель Эд-Дин писал, что льняные одежды из земли русской знают за Самаркандом, в Северной Индии, в Калькутте и Дели. А немецкие, французские, голландские и английские перекупщики, как известно, дороже всего ценили псковские льны.
    С появлением Петербурга древний Псков во многом утратил своё экономическое значение, но вместе с тем индустриальная Северная столица стала требовать от кустарной провинции всё больше и больше изделий натурального крестьянского хозяйства. Поэтому в XVIII-XIX веках псковичи как никогда совершенствуются в ткачестве, вязании и плетении.
    Согласно переписи 1912 года, в Псковской губернии насчитывалось около 150 разновидностей кустарных промыслов. Среди них производство барок, саней и телег, бондарное и гончарное ремёсла, изготовление корзин, валяние, столярничество, ткачество, вязание.
    В начале XX века в Пскове открылась художественно-промышленная школа, которая поставила перед собой задачу возрождения исконно псковских народных ремёсел и возведение их в ранг искусства.
    Собранная Псковским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником коллекция насчитывает сегодня более 3 тысяч бытовых предметов ручной работы, которые являются произведениями народного искусства в технике ткачества и вышивки, набойки по ткани, гончарства, плетения, резьбы и росписи по дереву. Псковский областной дом ремёсел использует этот богатейший материал для обучения современных народных мастеров, которые стремятся работать в традиционных техниках и бережно восстанавливают характерные именно для псковской земли ремёсла.
    Современные псковские народные умельцы, с одной стороны, очень скрупулёзно копируют старинные образцы, стремясь продолжать дело предков. Если они плетут, к примеру, лапти, то эти именно псковские лапти – своеобразные мокроступы, в которых наши предки ходили за клюквой на болото. Такие лапти сильно отличаются от тех, что мы привыкли видеть в сувенирных магазинах, - и по виду, и по технике изготовления.
    С другой стороны, псковские мастера по-прежнему на острие моды и, как встарь, задают столицам тон. Не зря же один из самых известных российских дизайнеров, Игорь Чапурин, является уроженцем Псковской области.
    Проживание в непосредственной близости к государственным границам всегда обязывало псковичей стоять на страже рубежей и охранять от чужеземных посягательств не только свои города и веси, но и саму традиционную культуру. Именно поэтому на псковской земле так бережно относятся как к духовному, так и к материальному наследию предков, до сих пор передавая из рук в руки старинные секреты мастерства. Не случайно многие столичные мастера народных промыслов перебираются в Псковскую область на постоянное место жительства, чтобы быть поближе к живой традиции. Как, например, знаменитый российский гончар Юрий Пересада, или бывшая экологическая правозащитница, а ныне исследовательница славянских языческих традиций и ткачиха из глухой псковской деревни Давыдов Конец Гусляна Картюшова, которая выращивает у себя на огороде "цветок индиго", а точнее, вайду красильную, чтобы получать, как встарь, натуральный синий пигмент.
    Современный Псков – это российская кузнечная столица, город знаменитых керамистов, а также прогремевших на всю Россию мастеров лаковой росписи деревянных ёлочных игрушек, которыми так восхищаются ценители прекрасного из Арабских Эмиратов.
     А псковская земля – это край майского мёда, уникальной голубой глины и синего льна, а также родина таких модных в Москве колыбелек из ивовой лозы.
     В Псковской области всё ещё можно услышать, как стучит бабушкин ткацкий станок с "закалячками" или скрипит старый, как мир, гончарный круг, хотя за ткацким станком может оказаться выпускница юридического факультета МГУ, а за гончарным кругом – бывший главный повар московского ресторана.